В наш век невероятных технологий привыкаешь к чудесам. То что раньше было не более чем выдумкой писателей-фантастов, сегодня — часть повседневной жизни. А как насчёт мечты всех автомобилистов — небьющегося лобового стекла? Ведь такое стекло не требует замены. Да, оно тоже стало реальностью. Правда, пока что это удовольствие доступно не всем.
Эксперименты по обработке стекла различными химическими соединениями американская фирма «Корнинг» (Corning Inc.) вела с 1959 г. В 1960-х они разработали сверхпрочное стекло, которое выпускали под названием Chemcor. Использовалось оно в фармацевтической промышленности, в самолётостроении и автомобильной индустрии. Однако широкого распространения в автопроме стекло не получило. Его устанавливали лишь на некоторые модели гоночных машин. Тонкие и прочные стёкла были лёгкими, а значит, снижался общий вес автомобиля.
«Второе пришествие» этого материала, ныне известного как Gorilla Glass, произошло уже в начале XXI века, благодаря компании Apple. Стив Джобс убедил создателей сверхпрочного стекла развить свои разработки. В итоге миллиарды смартфонов самых разных производителей были оснащены Gorilla Glass.
Лёгкость сверхпрочного материала оценили производители автомобилей. Так, в одной из моделей BMW между салоном и двигателем была установлена шумоизолирующая перегородка из Gorilla Glass.
Первым серийным автомобилем с лобовым стеклом от «Корнинг» стал суперкар Ford GT. Использовав передовой материал, создатели машины выиграли около 5,5 кг веса.
Единственный и, возможно, временный недостаток этого стекла — довольно высокая цена. Каждые сэкономленные полкилограмма веса обходятся в 2–4 доллара. Однако если инновационный материал «приживётся» в автопроме, объём производства материала вырастет, а значит, снизится его себестоимость.
Созданием сверхпрочного стекла озабочены не только американцы. Японские ученые разработали новое вещество, прочное, как сталь. Оно защитит сенсорные дисплеи от трещин, фасад зданий — от стихийных бедствий, а автомобили — от последствий аварий.
Стекло содержит 50% оксида алюминия и при этом остаётся прозрачным! Ранее исследователям не удавалось получить материал такого состава. Дело в том, что при попытках увеличить количество оксида алюминия в смеси, стекло кристаллизовалось в контейнере. Теперь ингредиенты поднимают в воздух и смешивают лазером.
Учёные работают над задачей, а автомобилистам остаётся ждать и надеяться, что когда-нибудь все наши машины будут оснащены лёгкими и сверхпрочными, безопасными и небьющимися лобовыми стёклами.