Статью подготовил эксперт сети Bitstop: Тихонов Дмитрий, г. Екатеринбург, автостекольный мастер
Любопытный факт, далеко не все автовладельцы знают, как выглядит подогрев лобового стекла, даже если автомобиль им оборудован. В этой статье я хочу рассказать, как реализована функция подогрева ветрового стекла современных автомобилей, и не только их.
В одной статье читал, что 15 лет назад про обогрев ветрового стекла говорили только в свете обсуждения премиум-класса, но это не так, без малого 15 лет как лобовые стекла с обогревом ставятся на отечественные автомобили, можете меня поправить, но года с 2011 Лада Приора в топовых комплектациях оснащалась системой полного обогрева лобового стекла. Многие иномарки пришли к этому гораздо позже, а некоторые производители не добрались до сих пор. Но эксперименты начались ещё раньше, я даже застал стекла с полным обогревом на ВАЗ 2108 производства Борского стекольного завода.
Закончим экскурс в историю и посмотрим, какие способы обогреть лобовое стекло вообще бывают.
Первый и самый очевидный — это обдув тёплым воздухом от печки, он есть у всех автомобилей для нашего региона, что называется «из коробки».
Второй, и, что любопытно, самый неизвестный нашему автолюбителю, это обогрев зоны покоя стеклоочистителей, чаще всего он электрический и выполнен по такому же принципу, как обогрев заднего стекла, только в зоне «стоянки» щеток дворников, и из-за чёрной рамки шелкографии по периметру стекла не бросается в глаза.
Знатоки автомобилестроения могут добавить и ещё один экзотический способ обогрева зоны покоя щеток — антифризом, на нескольких моделях премиальных машин 90-х, под стеклом в районе щеток располагались трубки и горячий антифриз обогревал стекло. Способ, что называется, «не взлетел», но не упомянуть его для общего развития я не могу.
Переходим к следующему и для многих самому желанному варианту обогрева — полному нитевому обогреву стекла. Как устроен обогрев лобового стекла: внутри стекла сверху вниз уложены тонкие нитки греющей проволоки. Нажатие кнопки на панели или автоматика активируют обогрев, и уже через несколько минут можно смахнуть дворниками остатки снега и влаги и начинать движение. Не упражняясь со скребком или не дожидаясь, пока стекло нагреет обдув.
Ну и самый экзотический способ, «душные» профессионалы вроде меня называют его безнитевым обогревом, люди, связанные с производством, — Coating, а в быту можно услышать — пленочный обогрев. Упрощая — между стеклами нанесен слой проводника, который при подаче электричества нагревает всю площадь стекла. Плюсы: нет мешающих обзору нитей и благородный, дорогой бронзовый оттенок стекла. Минусы: низкая эффективность в сравнении с нитевым обогревом. Хотел написать, что встречается на премиальных автомобилях типа Porsche и Audi, но нет, в «жирных» комплектациях Гольфов, Кадиаков и Карогов с Таосами он тоже есть. Что опять же интересно — из-за своей «невидимости» и невысокой эффективности далеко не все владельцы машин, оборудованных таким обогревом, знают о его наличии.
Самым очевидным способом включить обогрев лобового стекла является физическая кнопка на панели автомобиля. Чаще всего на ней изображена пиктограмма в виде лобового стекла, пронзенного электрическим разрядом.
Но не всё так очевидно. Помните чуть выше я писал о том, что не все владельцы автомобилей с обогревом знают о нем, так вот, нередко это потому, что совершенно не очевиден способ его активации, например, на большинстве корейских автомобилей обогрев зоны покоя стеклоочистителей включается одной кнопкой с обогревом заднего стекла, на «Весте» я встречал вариант включения обогрева путём нажатия целой комбинации кнопок, что-то вроде одновременного нажатия кнопки Max и направления обдува на стекло. Любопытно, что узнал я это случайно, клиент пожаловался, что обогрев после замены не работает, оказалось, что он за несколько лет эксплуатации ни разу не включил обогрев ветрового стекла, потому что не знал — как. Вместо этого он включал только обогрев заднего, и его все устраивало. Вот такой «эффект утёнка».
В свежих автомобилях функция обогрева часто прячется в недрах меню, и тут фантазия автопроизводителей не знает ограничений, но всё же чаще ищите её в разделе меню, связанном с салонным климатом.
Встречаются и решения, когда обогрев стекла включается автоматом, как при запуске автомобиля — если на улице прохладно, так и от сигнала с датчика влажности в салоне. Так климатическая система пытается бороться с запотеванием лобового стекла ещё до того как вы его заметите и примите решительные меры на переключение с автоматической поддержки климата на обдув стекол.
Есть и ряд экзотических алгоритмов работы обогрева ветрового стекла, например, на некоторых автомобилях я встречал, что обогрев не активируется автоматикой при плюсовой температуре, при движении с низкой скоростью, например, в пробке, при снижении напряжения на аккумуляторной батарее. Если кратко: не ленитесь читать мануал и тематические странички в пабликах и на форумах, часто там уже отписались люди, у которых возникали подобные вопросы.
Вы оставляете заявку
на сайте
Подбираем стекло
и согласовываем дату замены
Меняем стекло за 1 час
и даем гарантию
Итак, вы знаете, что обогрев стекла у вас присутствует, вы нашли кнопку его активации, но обогрев ветрового стекла не работает? Расскажу, как проверить обогрев лобового стекла.
Если дело не в приведённых выше «хитростях» алгоритмов активации, то с аппаратной частью всё довольно просто:
Проверьте предохранители, а на стеклах с полным обогревом их чаще всего два, в целом это можно сделать и без заезда в сервис, находим мануал, смотрим, в каком блоке стоят предохранители, проверяем их целостность, да и вообще наличие. Не далее как пару месяцев назад у меня был случай, обращение клиента «поменял у вас стекло весной, до замены обогрев работал, этой зимой работать перестал». Я добрался до блока, а предохранителя нет на месте, клиент — «я не вытаскивал». Я тоже не вытаскивал, наверное, рассосался сам))
Оставим лирику и перейдём к электрической части: проверьте провода питания. Не скажу, что обрывы это редкое явление, у машин с подключением питания под жабо провода может оборвать кулиса стеклоочистителей, провод может отпасть от стекла из-за вибрации, в последнее время начало часто встречаться корродирование шлейфов питания, то есть банальное сгнивание, нередко встречается и оплавление разъёмов подключения питания, при том происходит это не быстро и какое-то время, нередко продолжительное, обогрев работает штатно, но в один день разрушение разъёма становится критическим, и обогрев перестаёт работать. Встречается не часто, но, что любопытно, примерно 50 на 50, как на заменённых ранее стеклах, так и на тех, что стоят аж с завода. Диагностировать это не сложно, визуально обычно это видно невооруженным глазом, вся сложность, в том чтобы добраться до проводов, не испортив по пути таких элементов, как, например, жабо, владельцам бюджетных да и не очень автомобилей концерна VAG особенно на заметку.
Ну и раз мы доехали до электрика, проверьте и реле управления обогревом, сам я никогда не встречал случая, чтобы реле не работало, но всё когда-то бывает в первый раз.
Отдельно хочу остановиться на случаях, когда не работает несколько нитей обогрева лобового стекла, увы, это приговор, нити надёжно упакованы внутри ветрового стекла и отремонтировать их уже не выйдет. И если жить с этим нет никаких сил, то выход только один — замена стекла. Такие дела.